Супер извержение вулкана Тамбора приведет к голоду в 21 веке

Национальный центр атмосферных исследований США (NCAR), провел исследование, касающееся последствий извержения стратовулкана Тамбора в 1815 году с наложением аналогичной ситуации на 21 век. Вывод оказался неутешительным: из-за изменения климата следующее извержение этого вулкана спровоцирует глобальное ухудшение климата и приведет к всемирному голоду.

Исследование опубликовано в издании Nature Communications. Оно основано на имеющихся данных и компьютерном моделировании ситуации. В качестве исходной информации также были взяты критерии изменения климата на планете. Хотя многие ученые спорят по этому поводу, но есть факты, которые говорят о резком повышении температуры в последние десятилетия. Чем это вызвано – деятельностью человека или иными процессами (например, применением климатического оружия), доподлинно неизвестно, но данные говорят сами за себя.

Средний период между мощными извержениями индонезийского стратовулкана Тамбора составляет 270 лет. Поэтому ученые взяли за основу вероятность нового извержения в 2085 году и спрогнозировали путем моделирования его последствия.

Извержение вулкана Тамбора в 1815 году

Жертвы среди людей от извержения — уничтожение местной культуры, по разным данным, от 71 000 до 105 000 погибших.

После выброса в далеком 1815 году стратосфера получила огромное количество двуокиси серы, трансформировавшейся в серные аэрозоли. В результате на планету стало поступать значительно меньше солнечного света и тепла, поскольку основные лучи были отражены обратно в космос.

Это привело к такому явлению, как «Год без лета» (англ. YWAS). Как следствие, весь следующий 1816 год ежемесячно на планете шли снегопады и температура упала. Даже в июне на Нью-Йорк обрушилась пурга. Но природа смогла восстановиться и до конца 19 века ситуация с температурой и содержанием серы в атмосфере стабилизировалась. Это произошло благодаря частичной компенсации теплового обмена океанами – после того, как теплые верхние слои охлаждались, они опускались вниз, а им на смену приходили более теплые нижние слои.

Апокалипсис в 21 веке

В нашем веке такого компенсирующего эффекта не произойдет. Верхние слои современного Мирового океана имеют более высокую температуру, поэтому нижние слои океана из-за увеличения стратификации (расслоения и уменьшения обмена тепла между слоями) окажутся более холодными, чем ранее. После выхода на поверхность они не смогут прогреть воздух. Как результат, среднегодовая температура на планете понизится более чем на 1 градус. Вроде бы никакого подвоха в это нет, но это еще по меркам начала 21 века.

Во второй половине 21 века, если ситуация с изменением климата будет развиваться, люди постепенно отвыкнут от холодных зим. Так же следует учитывать, что из-за снижения обмена верхних и нижних слоев океанов испаряемость воды снизится, что приведет к уменьшению количества дождевых облаков и осадков. Как результат – вместе с похолоданием на планету обрушится засуха. Это вместе с понижением температуры атмосферы и приведет к значительному снижению урожаев и повсеместному голоду.

Видео по теме извержения стратовулкана Тамбора